Проведение презентации репетиция: поиск недочетов




Проведение презентации
Репетиция: поиск недочетов

Никогда мой внутренний голос не кричит так громко, как в момент, когда я стою перед публикой, готовясь начать презентацию. Вот что я обычно слышу:

Нельзя показывать, что я нервничаю.

Я им не понравлюсь.

Они будут меня смущать.

Они будут выискивать, чего я не знаю.

Они будут искать, с чем бы не согласиться.

Они увидят, что я потею.

Мне придется удивить их тем, какую большую работу я проделал.

Мне надо будет оправдать время, потраченное на подготовку.

Мне надо будет оправдать свой гонорар.

Напишите ниже, что говорит ваш внутренний голос:

  •   
  •   
  •   
  •   

Почему перспектива выступления перед публикой вызывает так много страхов? Боимся ли мы сделать ошибку, плохо выглядеть, потерять лицо, выставить себя не в лучшем свете? Кришнамурти, индийский гуру, наилучшим образом сформулировал эту проблему, сказав: "Что страдает, когда страдают наши чувства?"

Ирония заключается в том, что когда страдают чувства, не болит ни одна часть тела - это не похоже на удаление зуба. Однако иногда ситуация настолько дискомфортна, что лучше бы уж вырвали зуб. Конечно, этот страх для многих из нас стал причиной многих неприятных минут. В моей карьере такое произошло достаточно рано.

Я выступал с презентацией перед небольшой аудиторией. И там был ОН. Он сидел справа от меня, занимая непропорционально много психологического пространства. Через 15 минут после начала презентации я услышал его хриплый скрежещущий голос: "В этой диаграмме опечатка". Я запаниковал: он нашел ошибку в моем слайде во время моей презентации! Не просто кто-то, а ОН, которого я больше всего боялся, и не только из-за его острого ума. На несколько мгновений я ощутил, как у меня поднимается температура, и хотел только одного - исчезнуть.

Он был прав; на оси ординат на диаграмме было обозначено: 0, 2, 4, 6, 8, 10, 13, 15. Что я мог сделать? Что я мог сказать? Жаль, что тогда мне не пришел в голову ответ, который дал один из присутствующих: "Джин хотел проверить, внимательно ли вы слушаете, Дарт".

Сейчас я умею управлять ситуацией. что изменилось?

Возможно, самое большое изменение - это то, что я больше не боюсь оказаться неправым, признать свою ошибку. Мы учимся на ошибках; они подсказывают нам, что делать дальше.

Я заметил, что если признать ошибку и поблагодарить заметившего ее человека за то, что он на нее указал, ему будет приятно. Человек ощущает сопричастность к успеху презентации, помогая мне исправить найденную им ошибку.

Другими словами, я на собственном опыте узнал, что проявлять человеческие чувства - правильно. Я заметил: многие докладчики считают, что перед аудиторией они должны выглядеть идеально. Они создали у себя в уме картинку профессионального докладчика. И вправ-

ду прекрасная картинка! Докладчик никогда не лезет в карман за словом; говорит исключительно гладкими, грамматически правильными предложениями; у него всегда найдется блестящий ответ на любой вопрос, и т. д.

Однако на самом деле таких докладчиков не существует. Чем идеальнее мы стараемся быть перед публикой, тем менее естественно мы выглядим, потому что несовершенство заключено в самой природе человека. Давайте посмотрим правде в глаза: баскетбол был бы скучен, если бы в него играли идеальные люди; именно человеческие чувства, человеческие ошибки делают эту игру такой захватывающей.

Почему так трудно быть самим собой, вести себя естественно, чувствовать себя комфортно, не волноваться за свой голос и жесты? Возможно, потому, что мы боимся не понравиться людям такими, какие мы есть. Хуже того, мы боимся не понравиться самим себе. И мы упорно стремимся стать кем-то, кем мы не являемся, - нашим представлением об идеальном докладчике. Только после долгой борьбы мы наконец понимаем, что быть кем-то другим некомфортно. Нам удобно быть только самими собой, со всеми недостатками и прочим.

Все мы - и вы, и я - будем совершать ошибки. Мы будем говорить не те вещи в не то время; давать неверные ответы, показывать не те слайды - и мы поймем, что люди в аудитории не обращают на это внимания, а если и обращают, то забывают об этом намного быстрее, чем мы. Следовательно, мы можем признать, что мы - люди, можем разрешить себе делать ошибки и развиваться дальше.

Это не значит, что к тому, чтобы презентация прошла успешно, не нужно прилагать усилий. Напротив, потому и нужны репетиции, в ходе которых можно поупражняться во всем том, что сделает наше выступление по-настоящему профессиональным. Задумайтесь об аудитории, о своей цели, о времени и деньгах, потраченных на подготовку, и вы поймете: глупо провалить презентацию потому, что она не отрепетирована по сомнительным причинам вроде: "У меня нет времени" или "Я не хочу терять спонтанность". Не будем переоценивать спонтанность: отголоски неудачных экспромтов все еще звучат в конференц-залах. Давайте продумаем все еще до того, как делать презентацию; после будет уже слишком поздно.

Первую репетицию проводите в одиночестве, в комнате, похожей на ту, в которой состоится презентация. Ваша цель на данном этапе - освоиться с материалом,

продумать, что вы будете говорить о каждом слайде, сформулировать плавные переходы от одного слайда к другому, засечь время, которое потребуется на презентацию. Полезно использовать магнитофон, чтобы послушать себя и решить, подходит ли та или иная интонация и не стоит ли перефразировать те или иные утверждения.

Вторая репетиция проходит перед тремя-четырьмя коллегами, как знакомыми, так и не знакомыми с ситуацией. На этой стадии вы должны обрести уверенность в себе. Попросите каждого из них сконцентрироваться на отдельном аспекте презентации: один пусть оценивает связность и логичность содержания, аналитические выкладки и структуру; другой - следит за четкостью формулировок и ищет опечатки; третий - сосредоточится на вашей способности донести информацию до слушателей; четвертому следует посмотреть на презентацию с точки зрения человека, который будет принимать решения. На этом этапе нужно спрогнозировать возможные вопросы, включая три самых жестких вопроса от самых важных слушателей, и сформулировать четкие краткие ответы на них.

Хорошо было бы записать эту репетицию на видеопленку, чтобы увидеть себя глазами публики. Видеозапись можно просматривать двумя способами: 1. Выключив изображение и сконцентрировав внимание на звуковом содержании (выбор слов, тон, дикция, произношение, ритм и т. д.); 2. Выключив звук и сосредоточившись на своем внешнем виде (поза, жесты, выражение лица), работе со слайдами и т. д.

Как узнать, достаточно ли отрепетировано выступление?

Когда почувствуете, что можете начать презентацию завтра с чувством уверенности в себе, убежденностью и энтузиазмом, которых заслуживает ситуация, заканчивайте репетиции.

Примечание для тех, кто присутствует на репетиции

Когда я прошу вас присутствовать на репетиции, я настоятельно призываю помнить, что презентация состоится завтра и сейчас не время для того, чтобы подрывать мою уверенность в себе; мне не хватает эмоциональной поддержки. Я прошу вас:

Быть чуткими. Дайте мне возможность "разогреться" перед тем, как наносить замечаниями удары по моей уверенности; скажите, что я делаю хорошо, прежде чем говорить, что я делаю плохо; используйте формулировки с местоимением "я" - "Я не понял, в чем смысл этой диаграммы" или "Я бы запутался, если бы сидел в аудитории", вместо "Вы ведь не будете использовать эту диаграмму?" Да уж!

Быть конструктивными. Не обозначайте проблему, не предлагая решения. Помогите мне выработать решения обозначенных вами проблем.

Быть объективными. Мне жаль, что вам не нравится цвет фона моих слайдов. Однако он не повлияет ни на смысл моего сообщения, ни на аудиторию, поэтому пусть таким и останется. Пожалуйста, пусть ваши комментарии всегда будут по делу и понятно сформулированы.

Быть реалистичными. Предлагать изменения - все равно что есть чипсы: одного обычно кажется мало. Всегда есть возможность улучшить презентацию, но выступление уже завтра, и я хочу хорошо выспаться накануне, поэтому, пожалуйста, помогите мне сконцентрироваться только на тех изменениях, которые мы можем осуществить.

Спасибо. Теперь пора отправиться на место презентации и посмотреть, что необходимо сделать для подготовки и установки оборудования.



- Начало - - Назад - - Вперед -



Книжный магазин